Снятие с креста, Рембрандт
Великий Рембрандт! Великолепный Рембрандт! Художник на все времена. Так вот среди его работ, а их достаточно много, выделяются работы на библейские темы… Он много писал о Христе, наполнял полотна ликами святых, не забывая Мадонну. Но есть среди этих полотен одно полотно, которое просто поражает своим величием. Это «Снятие с креста». Полотно мрачное, практически полностью в тёмных тонах, но по центру вдруг яркое, освящённое место – именно снятие Иисуса с креста. Снимают апостолы, нежно опуская его по ткани вниз. А в сумраке мы видим в левом углу Марию, которая лежит в полуобморочном состоянии и голова её покоится на коленях Марии Магдалены. С правой стороны мы видим видного вельможу. Это фарисей, который понял Его истины и который выкупил тело у Пилата, чтобы достойно похоронить человека. Но с какой бережностью, с какой печалью в глазах снимают Христа с его печального места казни. И как не странно Рембрандт не спрятал в серую темноту лицо фарисея, он его осветил, хотя тот просто стоит не далеко от группы снимающих тело и ничем не помогает.
Художник сумел достичь трагедии и умиления, горечи и печали красками, которые просто поражают. Он чётко обозначил главное и центральное место в картине – Христос, умерший и то, как его спускают с креста. Это заставляет смотреть более внимательно на процесс работы, на то, как действительно с трогательной нежностью его спускают вниз и потом, скорее всего он окажется в руках матери. Она ведь всю казнь была рядом, не пропустила ни одного мига, слышала его последние слова и его просьбу к Иоанну, о том, чтобы он был рядом с Его матерью.
Конечно, картина поначалу никому не понравилась и даже более того, она долгое время была в мастерской мастера. Это потом её выкупили, она оказалась в частной коллекции, а потом и в музее. А не понравилась, потому что образ Христа чуть ли не впервые трактовался иначе, и при этом трактовалась самим мастером Рембрандтом. От него такого не ожидали.
Но ему всё простили, ему всё забыли. Он ведь был великим мастером и конечно мог спокойно писать, так как он этого хотел, но вся беда в том, что тогда художники жили за счёт своего таланта или за счёт некоего покровителя. У Рембрандта не было мецената, но был талант. Но не продашь полотно, будешь голодным. Это полотно как раз долгое время не удавалось продать, но вскоре это получилось, правда, уже тогда когда самого художника не стало.