Начало русского кинематографа
Появление кинематографа в России стало своеобразным зеркалом, отражающим жизнь российского общества и историю страны. Появление кинематографа произвело настоящий фурор, а движущиеся картинки вызывали у людей бурные эмоции – от восхищения до настоящего страха.
Производство фильмов на регулярной основе в России стало осуществляться с 1908 года. Был налажен выпуск игровых и документальных картин русскими предпринимателями на базе импортного оборудования и киноматериалов. С первых лет с новым видом искусства стала активно сотрудничать известные русские писатели: А. Куприн, Л. Андреев, В. Брюсов и т.д., а режиссеры быстро экранизировали большинство известных произведений. Поскольку первые русские фильмы были основаны на известной публике классике, то они не слишком нуждались в последовательном изложении и сопровождении титрами. По сути, это были киноиллюстрации известных сюжетов, рассчитанные на узнавание зрителем любимых литературных героев. «Стенька Разин» был экранизацией народной песни, состоящей из 6 сцен и 7 титров. Вокруг бюста Н. Гоголя мельтешили с поклонами персонажи «Мертвых душ». Весь «Идиот» был втиснут в 15-минутные рамки.
Однако в 1911 году уже появляется первый российский полнометражный фильм Ханжонкова и Гончарова «Оборона Севастополя». Это уже было крупное историческое полотно, получившее международное признание. Картина удачно сочетала игровые и документальные сцены, используя съемки на местах реальных сражений. К началу Первой мировой войны были выпущены имевшие продуманное построение и выразительное оформление полотна «Бесов», «Войны и мира», «Дворянского гнезда». Сильнейшей дореволюционной картиной была «Пиковая дама» Я. Протазанова, в которой роль Германа исполнил И. Мозжухин.
Охотно снимались в отечественных фильмах корифеи русского театра – В. Юренева, В. Комиссаржевская, К. Варламов, А. Коонен, М. Чехов и др. Это существенно сблизило только что народившееся киноискусство с богатейшими театральными русскими традициями.
Кстати, первый в мире мультипликационный фильм, снятый при использовании объемной анимации, был снят в России в 1912 году В. Старевичем, он назывался «Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами». Это демонстрировало дальнейшее развитие киноискусства за счет введения новых спецэффектов.
Количество российских фильмов невероятно увеличивалось с каждым годом, и, несмотря на разгар войны, в 1916 году их было выпущено около 500 штук. Художественные достоинства русского кинематографа были высоко оценены и признаны во всем мире. Кинопоказы моментально стали самым модным видом развлечений, кинотеатры росли, как грибы под дождем, по всей стране. В 1913 году их было уже почти полторы тысячи.
Популярность киноактеров и кинорежиссеров стала приближаться к популярности звезд театра. Фамилии И. Мозжухина, В. Холодной, А. Ханжонкова были у всех на слуху. Тем не менее, система проката находилась еще в зародыше – владелец кинопроектора, купив несколько лент, оседал в одном городе до тех пор, пока сборы не начинали падать, после чего перебирался на новое место. К тому же, эта работа была небезопасной – пленка из нитроцеллюлозы часто воспламенялась, приводя к серьезным пожарам. Кстати, Великая война дала толчок развитию производства отечественных киноматериалов, поскольку импорт был закрыт. Так, перед войной в прокате было около 10 процентов русских картин, а в 1916 на своей пленке было снято 90 процентов фильмов.
Таковы были первые годы становления и развития русского кинематографа, который получил славное продолжение в лице советского киноискусства.