Лунная ночь на Днепре, Архип Куинджи
Никто бы не мог точно сказать насколько невероятно красиво мог бы художник изобразить ночь. Самую настоящую ночь, тёмную, звёздную ночь. Тогда, в начале прошлого века, ещё никто толком и не пробовал работать с тёмными временами суток.
Кроме, пожалуй, Айвазовского. Но тот работал только с морскими пейзажами и старался преуспеть в этом жанре. Но вот появился Архип Куинджи. Весьма талантливый художник, с весьма талантливой кистью. Он стал знаменит после того как публика благосклонна приняла его полотна «После дождя» и «Берёзова роща». Эти полотна демонстрировались вместе с другими полотнами знаменитых передвижников, в состав которых входил и Куинджи. Но на восьмой такой выставке его работ не оказалось. И тут выяснилось, что художник покинул общество передвижников.
Как раз сразу после разрыва Куинджи стал работать над новым полотном. И тут же по Санкт-Петербургу разнеслась новость, что Куинджи написал невероятной красоты полотно и что это нужно увидеть. Видя интерес к своей работе на целых два часа, по воскресеньям, художник разрешал посещать его мастерскую. Так вот таким образом публика уже могла полюбоваться написанным шедевром.
Кроме простой обывательской публики к Куинджи наведывались и более именитые посетители. Был, например, Тургенев. Бывали тут и Менделеев, и Крамской. А самый известный коллекционер Солдатенков уже приценивался к картине и готов был назвать цену, но великий князь Константин Константинович за огромные деньги купил полотно ещё до официального её показа.
Куинджи подготовил картину для показа сам. Общество поощрения художников, что на Большой Морской улице предоставило ему свой зал. Художник выставлял только одну свою картину, и это уже было тогда необычно. И учитывая, что это не историческое или жанровое полотно, а всего лишь пейзаж – было вдвойне необычно и любопытно. А Куинджи тем временем, потрудился над тем как представить своё полотно так, чтобы оно привлекло внимание. Прежде всего, он убрал все картины из данного зала, оставив только своё детище. Потом закрыл все окна и осветил пейзаж электричеством. Но сделал это так, что свет падал на картину под определённым углом и делал тот эффект который был нужен. И вот посетители входили в зал, и останавливались у картины, смотря на неё завороженно. Создавался эффект того, что ты смотришь в окно. Казалось, что пейзаж живёт какой-то своей природной жизнью. Тёмное небо и луна, которая ярко светит на землю, а внизу – Днепр, на воде которого отражается лунный свет.
Великий князь Константин был настолько влюблён в это полотно, что не был готов его оставить даже на минуту и потому после выставки решил прихватить это полотно с собой в путешествие. Тургенев, узнав об этом, был в ужасе, он даже попытался великого князя остановить. Причина ужаса была в том, что князь собирался путешествовать по морю, а солёный воздух мог сильно навредить полотну. Это и пытался объяснить ему писатель, но князь не послушался, и полотно путешествовало вместе с ним. Конечно, оно пострадало, но к счастью не так сильно, как могло – всего лишь сильно потускнели краски, но до нас оно всё же дошло.