Брюллов, «Последний день Помпеи»
Эту грандиозную картину можно и сейчас увидеть в Русском музее. А до того момента когда картина заняла своё место в экспозиции, полотно было очень популярно и не только в России, но и в Европе, особенно в Италии. Именно там Карл Брюллов впервые показал своё творение, и оно просто взорвало публику от восторга. Настолько получилось ярко и исторически верно, хотя никто толком тогда и не знал, как всё было на самом деле.
Брюллову тогда было двадцать восемь лет, когда он впервые задумал нарисовать полотно, которое всем скажет что он талантливый художник. Он учился в Италии и кое-какие работы им уже были сделаны, но его они мало удовлетворяли. И вот со своим старшим братом он как – то оказался в Помпеях. Осмотр руин его впечатлил, а потом на впечатления от руин налегло впечатление от спектакля, который в то время был в моде. А именно он был о Помпеи. Несколько раз посещал театр Брюллов, и каждый раз его одолевали мысли написать картину о последних муках жителей Помпеи.
И вот однажды гуляя снова по руинам умершего города, на этот раз вместе с меценатом-промышленником Демидовым, он в очередной раз заговорил о создании полотна гибели Помпеи. И настолько он горячо об этом говорил, что Демидов проникся его желанию и тут же согласился проспонсировать работу художника. Можно сказать, что он создал заказ, а Брюллов согласился. И работа у него началась, он начал писать этюды, выстраивать образы, но… через какое-то время энтузиазм как — то притупился и он уже не думал о Помпеях. Срок сдачи работы приближался, Демидов, видя, что ничего не сделано уже было решил перестать помогать молодому художнику, но Брюллов уговорил его ещё немного потерпеть. И всё-таки начал работать над сюжетом и вскоре начались поиски натуры. Часто художника можно было видеть в местных музеях, где хранились какие-то найденные вещи из руин города. Он тщательно прорисовывал какие-то детали. И постепенно сюжет картины выстроился сначала на этюдном этапе, а затем и лёг на холст, на полотно.
Узнав, что русский художник рисует нечто про Помпеи местные жители стали потихоньку наблюдать за ходом работы, а местная аристократия просто с нетерпением ожидала окончание работы. И вот дата показа картины обозначилась и в назначенный день дверь мастерской Брюллова широко раскрылась, приглашая увидеть законченную работу.
Увидев то, что сумел изобразить художник итальянцы пришли в неописуемый восторг. Его восторженно встречали на улице, если он где обедал, то непременно у этого кафе или ресторана собиралась толпа восхищённых жителей. Слава о нём докатилась до Парижа. И Демидов решил профинансировать там выставку, но, увы, такого громкого успеха как в Италии картина не имела.
Зато в России Карла Брюллова носили на руках и считали великолепным мастером. Сам Пушкин был в восторге от увиденного полотна и даже посвятил несколько строк тому что видел. Брюллов ещё не раз покорял сердца своих почитателей, но такого триумфа как после написания «Последних дней Помпеи» он больше не имел.